Введен налог на утилизацию спецтехники

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 392-ФЗ в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» были внесены очередные изменения. С 2016 г. утилизационный сбор распространен на самоходные машины и прицепы, а также на сельскохозяйственную и лесозаготовительную технику. Шестого февраля 2016 г. Постановлением Правительства РФ № 81 утверждены правила, по которым уплачивается данный сбор. Формально плата за утилизацию введена для того, чтобы изношенный парк своевременно и планомерно обновлялся (по некоторым данным, доля выработавшей свой ресурс техники в России составляет от 50 до 80%), сводя к минимуму ущерб для здоровья человека и окружающей среды.
Доходы зачисляются в федеральный бюджет и служат базой для последующего расходования средств бюджета для компенсации реальных затрат на утилизацию самоходных машин, строительной и дорожной техники. Кроме того, при рассмотрении законопроекта отмечалась необходимость защиты отечественного производителя от конкуренции со стороны импортной продукции с наработкой, позиции которой усиливаются благодаря понижению ставок ввозных таможенных пошлин из-за членства России в ВТО. Предполагается, что введение сбора частично компенсирует этот негативный эффект.
Порядок утилизации самоходных машин позаимствован из действующих Правил уплаты утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств. Под действие закона попадает практически вся строительная техника (автогрейдеры, бульдозеры, экскаваторы, дорожные катки, погрузчики, самоходные краны, трубоукладчики, карьерные самосвалы), которая импортируется в Россию или изготавливается в России. Кроме этого в перечне прицепы, оборудование для лесного хозяйства и сельхозтехника. Размер сбора определяется умножением базовой ставки (150 000 руб.) на расчетный коэффициент, который зависит от вида и категории техники, максимально допустимой массы машины и номинальной мощности силовой установки. Для импортной техники старше трех лет ставка сбора установлена в повышенном размере. Максимальный размер сбора предусмотрен для бывших в эксплуатации самоходных кранов массой свыше 32 т. Он составляет более 35 млн руб. Отметка об уплате утилизационного сбора ставится в паспорте самоходной машины.
В качестве примера рассмотрим автогрейдер среднего класса. Так, за Volvo G930 2007 г. выпуска с наработкой 6000 моточасов, который обошелся бы раньше при покупке за рубежом ориентировочно в 8 млн руб., придется дополнительно уплатить в казну 2 430 000 руб. Для аналогичной новой машины сбор составит 900 000 руб. С учетом, что новый (или с небольшой наработкой) грейдер Volvo значительно дороже, разница в сумме сбора, подлежащего уплате, в 1 530 000 руб. едва ли окажется решающей при принятии решения о покупке. Если рассматривать отечественных и китайских производителей, продукция которых находится в ценовом диапазоне от 5 до 6 млн руб., то они получают конкурентное преимущество, так как разрыв в ценах с техникой, бывшей в эксплуатации, теперь увеличился.
С бульдозерами ситуация иная. Машина 10-го тягового класса, например Komatsu D65 2003 года выпуска из Японии (ориентировочная цена 9 млн руб.), потребует доплаты 5 250 000 руб., а более тяжелая машина массой свыше 24 т – 8 250 000 руб. Понятно, что интерес к ввозу бульдозеров «секонд-хенд» старше трех лет заметно упадет. За новый Komatsu D65, Cat D6 или Shantui SD16 сбор составит 1 050 000 руб., а за бульдозер тяжелее 24 т – 1 260 000 руб., что, скорее всего, не повлияет на доли рыночных игроков.
Примерно такая же картина наблюдается с экскаваторами. Если покупать в Европе 1,5-кубовик Liebherr R926 2011 года выпуска (примерная цена с доставкой и таможенным оформлением 14 млн руб.), то придется отдать на утилизацию еще 3 750 000 руб. Новый экскаватор такого же класса (массой от 17 до 32 т и мощностью двигателя от 200 до 250 л.с.) подорожает из-за сбора «всего» на 900 000 руб.
Мини-экскаваторы б/у в результате принятия закона оказались под жестким давлением. Основная их масса завозилась из Японии в достаточно «преклонном» возрасте, но по очень доступным ценам. Сейчас, чтобы оформить ввоз 15-летнего Yanmar ViO20 массой 2,3 т, который раньше обошелся бы в сумму от 700 тыс. руб., потребуется дополнительно уплатить 2 550 000 руб. сбора.
Дорожные катки, бывшие в эксплуатации, которые ввозились в Россию, теперь, возможно, в некоторых категориях уступят место отечественной продукции. Так, Bomag BW 138 AC массой 4 т обойдется почти в 2 млн руб., а без сбора эта сумма была бы вдвое меньше.
Сбор за тяжелые катки массой свыше 10 т составит 1 455 000 руб. Мини-погрузчики с наработкой станут дороже на 900 000 руб. Новые фронтальные погрузчики (не старше трех лет), как отечественные, так и импортные, включая китайские, массой от 8 до 16,5 т, подорожают на сумму от 525 000 до 675 000 руб. В эту же категорию попадут экскаваторы-погрузчики. Желающим приобрести старенький компактный асфальтоукладчик (например, Hanta из Японии) придется выложить за него дополнительно 1 635 000 руб., а за метровую дорожную фрезу, выпущенную ранее 2013 г., – 2 895 000 руб.